Новости по темам

Геология, новости, обзоры

18.03.2007

Нормативно-техническая база по освоению морских нефтегазовых месторождений



Нормативная база по разработке и обустройству морских нефтегазовых месторождений в СССР начала создаваться в 50-е годы XX века, когда приступили к освоению мелководного шельфа Каспийского моря. Это было месторождение Нефтяные камни. Острая потребность нефтегазовой отрасли в «морских» стандартах диктовалась бурным развитием строительства и эксплуатации комплекса эстакадных сооружений Нефтяных камней и многоблочных стационарных платформ в других мелководных районах Апшеронского шельфа.

Возрастающая с начала 1980-х годов потребность в увеличении объемов добычи нефти и газа заставила ускорить работы по освоению нефтегазовых месторождений глубоководных районов шельфа Каспия с глубиной более 30 м. Однако попытки использовать конструктивные решения эстакадных сооружений, предназначенных для мелководного шельфа, а также технологию их строительства, основанную на агрегатном способе монтажа, оказались непригодными для строительства глубоководных платформ.

Освоение глубоководного шельфа в других странах происходило значительно интенсивнее. Накопленный зарубежными фирмами опыт свидетельствовал о необходимости коренной перестройки строительного производства, создания в стране и приобретения за рубежом нового оборудования и специальных плавучих технических средств. Такое положение потребовало почти полного пересмотра и соответствующей отечественной нормативной базы.

Обновление прежней и создание новой нормативной базы происходило одновременно с разработкой новых морских нефтегазопромысловых гидротехнических сооружений (МНГС) и освоением технологии их строительства. Ко времени строительства первых глубоководных МНГС в период с 1980-го по 1990 г. относится и создание первых нормативных документов по их проектированию, строительству и эксплуатации, а также их гармонизация с зарубежными стандартами. С распадом СССР и созданием акционерных нефтяных компаний последовала кардинальная перестройка нефтегазовой отрасли, что значительно замедлило продолжение этих работ.

Федеральный закон "О техническом регулировании" приводит к существенным изменениям как в организации разработок, так и в содержании нормативных документов для освоения нефтегазовых месторождений шельфа. Зарубежная и отечественная практика осуществления всего комплекса этих работ, начиная с разведки запасов углеводородного сырья, его разработки, добычи и использования, базируется на обязательном выполнении определенных условий и правил.

Однако действовавшие у нас нормативные документы отменены законом "О техническом регулировании", а новые не разработаны. Причем не закончены работы по формированию системы государственного, отраслевого и местного надзора.

В СССР система управления нефтегазовой отраслью была сосредоточена в Миннефтегазпроме, что обеспечивало принятие решений по обустройству морских нефтегазовых месторождений на самом высоком уровне. Соответствующие службы министерства, укомплектованные специалистами – профессионалами, имевшими достаточный опыт в своей области, выполняли работы по экспертизе проектных решений, по сопровождению и надзору за реализацией принятых решений, при этом заключения по основным объектам (морским стационарным платформам, трубопроводам и др.) готовились с привлечением институтов и объединений министерства.

Такие заключения являлись базовыми для других государственных структур, участвовавших в оформлении разрешительной документации для реализации конкретных проектов. К таким структурам относились Госгортехнадзор, Морской регистр судоходства, Госстрой, Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ, Санитарно-эпидемиологическая служба, Служба охраны окружающей среды и экологической безопасности и др. Некоторые из них, например, Госстрой делегировали часть своих полномочий по экспертизе Миннефтегазпрому.

Такая система обеспечивала требуемый уровень безопасности, особенно важный для морских объектов нефтегазовых месторождений, строившихся и эксплуатируемых в сложных гидрометеорологических условиях воздействия льда, ветра, волн, течений и сейсмических нагрузок.

В основе реализации таких проектов лежала отраслевая и межотраслевая система кооперации, например, в судостроительной отрасли при строительстве верхних строений платформ на судостроительных заводах. Кооперативные связи для реализации каждого проекта формировались структурами Миннефтегазпрома.

В настоящее время вопросами обустройства морских нефтегазовых месторождений и выполнением соответствующих работ занимаются 18 органов 8 федеральных министерств, соответствующие региональные органы исполнительной власти, а также государственные и частные коммерческие нефтяные компании. Большая часть вопросов планирования разработок нефтегазовых месторождений сосредоточена в Министерстве природных ресурсов и Агентстве по энергетике Минпромэнерго, а принципиальные решения по обустройству конкретных нефтегазовых месторождений и хозяйственная реализация этих решений перешли к нефтегазовым компаниям.

Но государство фактически самоустранилось от выполнения присущих ему функций по решению вышеперечисленных задач, а нефтяные компании, которые осуществляют работы по обустройству морских нефтегазовых месторождений, делают это только с учетом своих интересов. Произошла почти полная децентрализация управления обустройством морских нефтегазовых месторождений с нарушением отраслевой координации, и при этом практически утрачено влияние государства.

Например, при экспертизе ТЭО проекта и государственной приемке ледостойкой морской стационарной платформы Д-6 на нефтяном месторождении Кравцовское на Балтийском море, которую построило ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть", Минпромэнерго участия не принимало. А в зарубежной практике, например в Норвегии, проекты морских стационарных платформ утверждаются соответствующим правительственным органом.

До недавнего времени порядок создания объектов для обустройства нефтегазовых месторождений регламентировался "Временными рекомендациями по принятию и реализации решений о размещении, проектировании и строительстве объектов нефтяной промышленности", введенными в действие с 1 января 1998 года приказом бывшего Минтопэнерго сроком на 2 года.

Они являлись продолжением "Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газоконденсатных месторождений", введенного в действие с 1997 года сроком на 5 лет. Но оба нормативных документа не имеют пролонгации на последующие годы и, что, крайне важно, не конкретизированы для морских нефтегазовых месторождений шельфа России. Таким образом, нормативно-правовой базы по обустройству и эксплуатации морских нефтегазовых месторождений в России сегодня фактически нет.

Будущий нормативный документ, регламентирующий порядок, разработку, этапы, состав и содержание проектной документации на строительство МНГС, гармонизированный с международными и зарубежными стандартами, должен учитывать требования нормативных документов для входящих в состав МНГС конструкций, оборудования, строительных материалов, а также организации их изготовления и строительства.

Вместе с тем, установившиеся в стране и нефтегазовой отрасли этапность разработки документации и стадии проектирования должны быть увязаны со спецификой обустройства морских месторождений в целом и требованиями к проектированию и строительству морских стационарных платформ, на которые, как на сооружения, должны распространяться положения нормативных документов Госстроя и судостроительной отрасли.

При этом должны быть конкретизированы правовые отношения между структурами в надзорных органах и между надзорными органами и отраслевыми структурами. Эти отношения должны быть закреплены новыми правилами по обеспечению безопасности при освоении нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе, которые ещё предстоит разработать.

Для этого должны быть проведены работы по классификации систем надзора, то есть, определены их категории, виды и этапы надзора по видам и направлению работ, по обеспечению безопасности, управлению качеством, организации приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов и др. А начинать всю работу надо с определения необходимого состава нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов.



Другие новости за этот месяц
В Тульской области может появиться крупное угледобывающее предприятие »»»
Специалисты из Массачусетского технологического института измерили температуру нашей планеты, точнее говоря, ее внутренностей, то есть тех глубин, которые находятся недалеко от ядра, а также в самом ядре нашей планеты. »»»
Кокшетау, в Акмолинском областном историко-краеведческом музее, сегодня открылась выставка, приуроченная к профессиональному празднику геологов страны, который будет отмечен в предстоящее воскресенье. »»»
Катар планирует обеспечить мировой рынок сжиженным природным газом на 30% и стать его основным поставщиком в США. »»»
В первое воскресенье апреля российские геологи отмечают профессиональный праздник. Для Красноярского края с его огромными минерально-сырьевыми ресурсами, изучение которых только начинается, работа геологов имеет первостепенное значение. »»»



Другие новости по теме
C 18 по 22 мая 2009 года Компания Зиракс приняла участие в конференции и выступила ее спонсором »»»
Группа компаний `МИРРИКО` являлась спонсором этого мероприятия и приняла в нем активное участие »»»
Подписание этого меморандума позволит начать новую веху в истории партнерства и расширит точки взаимодействия, выгодного для обеих компаний »»»
Основу собрания фонда составила коллекция пасхальных декоративных яиц Малькольма Форбса »»»
На заседании городской комиссии ЧС Хабаровска обсуждены вопросы обеспечения безопасности граждан на воде »»»




leftcol_news.php

Новости науки






Copyright © GeoNEWS.ru
о проекте геология
Каталог Минералов