04.11.2007 Центральная Азия: Стратегия конкурента
Экономические интересы США составляют еще один стержень проекта Ф. Старра. Однако американские корпорации сталкиваются с серьёзным комплексом проблем, связанных с экономико-географической замкнутостью региона. Действительно, ЦАР является "трудно регулируемым" для внешнеторговой и финансовой деятельности США. Его экономическое освоение и закрепление доминирующих позиций затруднено взаимодополняющими географическими и экономическими факторами. С запада регион ограничен Каспийским морем. На юго-западе естественный барьер представляет Иранское нагорье, а точнее хребет Копетдаг. Природной границей на юго-востоке являются горы Гиндукуш. На востоке региона находится покрытый ледяными шапками Памир и Тянь Шань. Подобное географическое положение существенно влияло и на историческое развитие региона. Россия и Китай имеют неизмеримо больше возможностей для отстаивания собственных интересов в регионе, нежели другие игроки. Причем, при наличии последовательной стратегии в отношениях со странами региона, шансы РФ на доминирование вряд ли можно поставить под сомнение. Напомню, что в советский период центрально-азиатские республики были включены в систему народного хозяйства СССР как один из важных элементов. В регионе формировалось несколько крупных промышленных узлов, в которых были представлены почти все ключевые отрасли хозяйства. Но распределены важнейшие экономические объекты были крайне неравномерно. И после обретения независимости это обстоятельство стало едва ли не решающим. Спрос на энергоресурсы еще более укрепил позиции Казахстана, а ресурснослабые страны (Кыргызстан) стали еще слабее. Поэтому многие эксперты полагали, что влияние России в пространстве ЦАР должно быть большим (нежели американское) по определению. По крайней мере в сферах военно-стратегического и экономического партнерства. Но в первые годы после распада СССР ситуация была принципиально иной. И только потому, что российское руководство в течение нескольких лет не рассматривало ЦАР как сферу приоритетных интересов. Ну, а далее все шло по принципу: свято место пусто не бывает. Американское финансовое присутствие сформировало систему конкуренции с неравными возможностями.Вашингтон - банковал. Вспомним господина Гиффена. Приход нового руководства позволил РФ обратиться лицом к своим потенциальным союзникам, которые уже успели разочароваться в назойливости американских партнеров. Идея сочетания экономических преференций с продвижением демократических ценностей была любезна только господину Акаеву (и то до определенного момента). Сегодня это сотрудничество выражается в высокой доли РФ во внешнеторговом обороте (в среднем 17,5%) стран региона, в транзите центрально-азиатских энергоресурсов, в активном участии российских компаний в реализации национальных проектов, (как, например, строительство Сангтудинской ГЭС и Рогунской ГЭС). Не следует забывать о долгах, которые частично выплачиваются России, частично реструктурируются. И, естественно, определяющим фактором является военное присутствие РФ. С зоны российских интересов начинается политическая замкнутость региона для США. Прохладные отношения Вашингтона и РФ, вкупе со слаборазвитой региональной транспортной системой создают обстановку потенциальной нестабильности. А к основным игрокам добавился Китай, имеющий собственные стратегические задачи в регионе и состоящий в ШОС на правах лидера вместе с Россией. Именно неблагоприятные изменения в "большой игре" и побудили США обратиться к идее подключения ЦАР к Афганистану. Одна из задач БЦА связать этот проект с концепцией "Большого Ближнего Востока" и вывести регион из-под монопольного влияния РФ и Китая. Афганистан граничит сразу с тремя центрально-азиатскими республиками: Туркмения, Узбекистан, Таджикистан. Действительно, разыграв эту карту, Вашингтон убивает двух зайцев одной ракетой: оправдает огромные расходы на афганскую кампанию и откроет новое поле для экономической деятельности и контроля за ресурсами. Однако идея ПБЦА может оказаться полезной не только американцам. В случае реализации проекта откроется новая система транзита: страны ЦАРа – Афганистан – Пакистан – Индийский океан. Вопрос: кто воспользуется этой возможностью. Транзит в рамках Большой Центральной Азии при грамотной организации способен решить ряд серьёзных проблем региона. Во-первых, речь идёт о стабильности и безопасности, необходимых для оптимизации международной торговли. Крайне важной представляется достижение стабилизации в Афганистане, чему могут способствовать: 1) Увеличение числа субъектов международных отношений, заинтересованных в стабильности афганской экономической и политической систем; 2) Укрепление вертикали власти, развитие бюрократического аппарата для обеспечения правовой и экономической составляющей транзита; 3) Налаживание внутренних коммуникаций и транспортных связей для технического осуществления проекта; Методы военного вмешательства оказались малоэффективны, субсидирование страны международным сообществом приводит к их нецелевому использованию. Экономическая и социально-политическая ситуация в стране остаётся экстремальной. Власть Х. Карзая фактически распространяется лишь на столицу Кабул и её окрестности. В решении афганских вопросов необходимо не ковровое бомбометание, а последовательная, выверенная и дальновидная политика. ПБЦА, в принципе, предлагает возможность её проведения. Но кто поверит в искренность Вашингтона? Выгоды для ЦАР. Включение стран ЦАРа в новую транзитную систему может сыграть одну из ключевых ролей в их развитии. Появление новых рынков сбыта энергоресурсов и, главное, готовой продукции (в странах с более низким уровнем развития) будет способствовать реализации модернизационных проектов. Как следствие, диверсификация экономик повлечёт приближение к оптимуму Парето, то есть к наиболее эффективному распределению ресурсов в государствах. Однако для достижения этой цели необходимо решить целый комплекс проблем: А) Нехватку институционно-правовой базы; Б) государственную монополию на внешнеэкономическую деятельность; В) односторонний экспорт, возрастание в нём доли энергоресурсов; Г) слабость национальных валют, проблемы конвертируемости. Таким образом, хотелось бы отметить, что вне зависимости от стратегического выбора стран ЦАР им необходимо руководствоваться их государственными интересами, вести собственную дипломатию, быть субъектом, а не объектом международных отношений. России, в целом не выгодно присутствие США в Центральной Азии, но это не повод развешивать ярлыки на альтернативные региональные проекты. США – не соперник, а конкурент. Необходимо здраво оценивать их идеи, стараться с максимальной пользой использовать их на благо своей страны.
Другие новости за этот месяц
В 2008 году на Полярном Урале выставят на аукцион шесть хромовых участков »»»
Потребление нефти растет на 1-1,5 % в год »»»
Малышевское месторождение изумрудов является крупнейшим в Евразии
»»»
Предложения "Уралэлектромеди" по экологической защищенности оказались убедительнее »»»
Жители украинского села высказались против дальнейшей добычи золота »»»
Другие новости по теме
C 18 по 22 мая 2009 года Компания Зиракс приняла участие в конференции и выступила ее спонсором »»»
Группа компаний `МИРРИКО` являлась спонсором этого мероприятия и приняла в нем активное участие »»»
Подписание этого меморандума позволит начать новую веху в истории партнерства и расширит точки взаимодействия, выгодного для обеих компаний »»»
Основу собрания фонда составила коллекция пасхальных декоративных яиц Малькольма Форбса »»»
На заседании городской комиссии ЧС Хабаровска обсуждены вопросы обеспечения безопасности граждан на воде »»»
|