Новости по темам

Геология, новости, обзоры

26.11.2007

Нефть против птиц



По данным космического мониторинга, нефтепродукты, вылившиеся из судов, потерпевших бедствие 11 ноября, распространились в акваториях Азовского и Черного морей на площади более 100 квадратных километров.

Добровольцы, прибывшие на место экологической катастрофы, отмывают несчастных птиц, слипшихся от нефти, специальными растворителями и моющими средствами. При этом специалисты по биоресурсам моря предупреждают, что применение химических моющих средств может лишь усугубить ситуацию, поскольку они способствуют растеканию нефтяных пятен.

Скептически относятся к помывочной процедуре и орнитологи. Спасать птиц, конечно, гуманно, однако насколько может помочь такая «баня»? Специалисты сходятся во мнении, что эта процедура бесперспективна. Как показывает опыт, после подобных мероприятий выживает не более 1% птиц. Впрочем, и они в скором времени гибнут. Вместе с нефтью с оперения смывается естественная жировая смазка, поддерживающая необходимый термический режим. Без нее птица не защищена от воды, от переохлаждения.

На Кубани сейчас создаются полигоны для утилизации нефтепродуктов и погибших птиц. Миграция птиц пока, к счастью, не достигла своего пика - тогда бы счет потерь шел на миллионы. Но разве не шокирует гибель как минимум 30 тысяч пернатых, о чем уже предупредил «Союз охраны птиц России»?

Справедливее было бы поставить невинно убиенным крылатым памятник на берегу Керченского пролива. Один такой памятник «человеческой глупости и алчности» уже есть - в американском штате Висконсин, где до сих пор не могут забыть странствующих голубей, истребленных в начале прошлого века ради денег, которые платили за них гурманы.

Шкала милосердия человеческой цивилизации сегодня, конечно, выше. В цивилизованных странах приняты законы, определяющие меру ответственности за негуманное отношение к животным. Однако уничтожать можно разными способами - например, с помощью нефти.

Нефть губит птиц, конечно, не только в России. Она стала беспощадно уничтожать пернатых (как и других животных) повсюду в мире, как только интенсифицировалась добыча «черного золота».

Танкеры превратились в злейших врагов моря. В 1952 году разлив нефти с борта «Герд Меркс» погубил до 500 тысяч птиц в устье Эльбы, а крушение танкера «Тори Каньон» у берегов Нормандии (1967 г.) уничтожило от 40 до 100 тысяч птичьих особей на обоих берегах Ла-Манша. В результате столкновения танкеров «Форт Меркер» и «Пендлтон» (американский штат Массачусетс) зимняя популяция гаги уменьшилась на 350 тысяч особей.

От разлива 600 тонн жидкого топлива с борта «Гамильтон Трейдер» в Ливерпульском заливе погибло до 10 тысяч птиц (1969 г.). Японский танкер Erika раскололся надвое и затонул во время шторма у берегов Франции (1999г.) - в море вытекло 15 тысяч тонн мазута. Счет погибших птиц шел на тысячи.

Крупнейшая техногенная морская катастрофа произошла в ноябре 2002 года близ берегов Испании и Португалии, когда сел на мель и затонул греческий танкер «Престиж», а в море вылилось несколько тонн нефти и около 800 тысяч галлонов дизельного топлива. Аварии, связанные с разливом нефтепродуктов, неоднократно случались (и продолжают случаться, как мы видим) и с российскими судами. И во всех случаях птицы становились жертвами.

Сегодня две трети всей нефти, используемой в мире, доставляется по воде, только за один 2006 год морским путем ее перевезено 2,4 млрд. тонн. Следовательно, по теории вероятности и по закону больших чисел, аварии просто нельзя исключить. А значит - морские и прибрежные экосистемы остаются зоной постоянного риска.

Международное сообщество, конечно, принимает меры: подписаны десятки договоров, конвенций, соглашений, смысл которых направлен на гармонизацию человеческой деятельности и жизненных интересов морских экосистем. Считается, что количество катастроф танкеров неуклонно снижается.

По данным Международной Федерации Владельцев Танкеров, (International Tanker Owners Pollution Federation), если в 1970 годы произошло 252 аварии с серьезным разливом нефти, то с 2000 по 2006 годы их было только 17.

Идет вперед и судостроение: по данным 2005 года, 75% кораблей мирового танкерного флота было изготовлено с применением технологии «двойной корпус». Наиболее радикальные меры против нефтяных разливов приняты в США: согласно постановлению Конгресса, с 2015 года в территориальные воды этого государства смогут входить только те танкеры, у которых двойной корпус. Подобное решение готовится и в Евросоюзе.

А в России собственникам судов пока разрешают действовать без всякой цивилизационной культуры - пренебрегая техническими гарантиями,  экологическими сертификатами, действуя на «авось». Что говорить, компании, реализующие нефтяные проекты, привыкли смотреть на экологические проблемы как на помеху бизнесу, и только.

Миграционные и зимовочные скопления птиц часто соседствуют с нефтью, ее терминалами и маршрутами транспортировки. Сверкающие на поверхности моря нефтяные пятна манят любопытных пернатых. Но лишь однажды присев на такое пятно, птица обречена: нефтяная грязь снижает плавучую способность, сковывает полет. Если перья на груди птицы «испачканы» нефтью даже на величину детской ладони, ее ждет мучительная смерть.
 



Другие новости за этот месяц
В 2008 году на Полярном Урале выставят на аукцион шесть хромовых участков »»»
Потребление нефти растет на 1-1,5 % в год »»»
Малышевское месторождение изумрудов является крупнейшим в Евразии »»»
Предложения "Уралэлектромеди" по экологической защищенности оказались убедительнее »»»
Жители украинского села высказались против дальнейшей добычи золота »»»



Другие новости по теме
C 18 по 22 мая 2009 года Компания Зиракс приняла участие в конференции и выступила ее спонсором »»»
Группа компаний `МИРРИКО` являлась спонсором этого мероприятия и приняла в нем активное участие »»»
Подписание этого меморандума позволит начать новую веху в истории партнерства и расширит точки взаимодействия, выгодного для обеих компаний »»»
Основу собрания фонда составила коллекция пасхальных декоративных яиц Малькольма Форбса »»»
На заседании городской комиссии ЧС Хабаровска обсуждены вопросы обеспечения безопасности граждан на воде »»»




leftcol_news.php

Новости науки






Copyright © GeoNEWS.ru
о проекте геология
Каталог Минералов