Новости по темам

Геология, новости, обзоры

05.12.2007

Когда солнце было Богом



Над затемненной спящей страной висел черный купол небосвода, искрящийся мириадами точек звезд. Ночь ступала неслышными шагами и терялась вдали. С ней исчезал в глубинах Вселенной и рой мерцающих звезд, как песок в гигантских песочных часах. Непроницаемая темнота ночи сменялась бледным рассветом, и при зарождении дня начинали вырисовываться неясные контуры.

Прошло немного времени, и сквозь серебристые испарения утренней мглы стало просвечивать яркое солнце. Золотыми стрелами своих лучей оно разгоняло клочья тьмы в лабиринты древних руин. Прекрасная во всем своем величии и непознанной сущности страна предстала в свете дня.

Именно такое волнение души возникает при первом знакомстве с одним из удивительнейших и самых загадочных памятников Туркменистана эпохи энеолита, - Йылгынлы-депе.

Здесь завершился осенний полевой сезон совместной археологической экспедиции Национального управления по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры Туркменистана и Института истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург). Возглавляет археологическую миссию в рамках научного проекта "Йылгынлы-депе" кандидат исторических наук, известный специалист по изучению древних цивилизаций Востока Наталья Федоровна Соловьева.

Йылгынлы-депе, раскинувшийся на площади в 14 гектаров неподалеку от современного поселка Меана (Каахкинский этрап), - редчайший памятник раннеземледельческой культуры Туркменистана, а по ряду признаков - уникальный, не имеющий аналогов не только в нашей стране, но и в мире.

Археологические раскопки этого поселения первых земледельцев Южного Туркменистана начались двадцать лет назад и продолжаются по сей день. За это время выявлены типологические особенности жилищ. Дома были необычно больших размеров – около 45-50 квадратных метров. Уже по этому признаку они резко отличались от современных им жилищ эпохи энеолита в других частях света.

Едва ли не треть каждого помещения занимало обширное святилище, перед входом в которое возжигался священный огонь – частица солнца в каждой семье. В самом святилище в пол врыты антропоморфные, главным образом, женские терракотовые статуэтки, а иной раз и фигуры быков, символизирующих силу, мощь, трудолюбие.

Но самым ярким открытием археологов была удивительная, насыщенная глубоким смыслом стенная роспись святилища, отражавшая космогонические представления жителей оазиса. Роспись четко разделена контрфорсом, по одну сторону которого - изображения солнца, луны, древа жизни, струящихся животворных рек... По другую - извивающиеся змеи. Роспись выполнена в чрезвычайно трудоемкой технике "сграффито". В процессе создания стена последовательно покрывалась слоями штукатурки разного цвета, а затем путем отслоения "лишнего" свершалось сотворение шедевра. Нигде еще ничего подобного в столь раннее время до сих пор не встречено.

Здесь же, в жилищах предусмотрены и парадные помещения с "мебелью" в форме глиняных суф, окрашенных преимущественно в красный цвет с включением черного. Таким образом, создавалась имитация их деревянных предшественников. На всей территории Центральной Азии аналогов этому тоже нет.

Здесь, в Йылгынлы-депе люди создали культуру ритуала, неотделимого от самой жизни. Все - труд, быт, рождение, смерть подчинялось ритуальному и, по меткому выражению Натальи Соловьевой, "художественному отношению к жизни".

Однако, археология - наука пытливая. Зафиксировать факт и остановиться - не ее удел. Осмыслить весь процесс на основе этих фактов, реконструировать логику событий, когда-то происходивших здесь, освободить от заклятья веков и заставить покинуть свою могилу дремлющий в сырцовых стенах разум - вот первая заповедь ученого.

Стагнация в любом живом организме, а в человеческом обществе особенно, неизбежно ведет к гибели. Движение же, напротив, к прогрессу и процветанию. Вызывает изумление, что люди энеолита прекрасно это понимали. Поэтому, видимо, и сложилось совершенно необычное для раннеземледельческих культур действо. Когда в памяти уже не удерживались образы давно ушедших предков, и в доме оставались лишь их терракотовые изваяния, каждые 70-100 лет совершалось преднамеренное, ритуальное разрушение жилища. Статуэтки безжалостно раскалывались, погребенные в обрушившихся внутрь стенах домов. Археологи сделали неожиданный для себя вывод (открытие!). Эти статуэтки - вовсе не богини плодородия, как в других известных нам энеологических поселениях, а обожествленные прародители племени, рода. Женский образ в терракоте отнюдь не святыня в общепринятом смысле. Это - хозяйка (в далеком прошлом) дома-святилища, но не богиня.

При этом разрушенный дом становился фундаментом нового с последующим повторением ритуалов. Таких горизонтов археологи обнаружили уже шесть. Но всякий раз по завершении расчистки одного, обнажается подобный же следующий. В совокупности все это открывает во многом феноменальную культуру, подобную которой можно встретить чрезвычайно редко.

Среди многочисленных находок на городище обнаружено большое количество расписной полихромной керамики, относящейся по времени к IV тысячелетию до н.э. На первый взгляд, росписи сосудов очень похожи и по технике исполнения, и по стилю на подобную же в других энеолитических поселениях Южного Туркменистана. Но при внимательном рассмотрении и здесь отчетливо просматриваются самобытность и неповторимость культуры Йылгынлы-депе. Почти везде, в ступенчатом или зигзагообразном картуше, доминирует изображение креста. По общему мнению ученых, это символ солнца, излучающего по сторонам света дающие жизнь лучи. Очень часто встречается Т-образный знак - небосвод с исходящим от него лучом.

Роспись на сосудах этого поселения - уже не орнамент, но еще и не письмо. На данном уровне развития производительных сил, в пока еще бесклассовом обществе письменность не была востребована временем, но передача накопленных веками опыта и знаний уже зашифровывались в знаках и символах. Люди этих мест в своем мировосприятии ушли далеко вперед, опередив свое время и обозначив в сознании единого Бога - Солнце.

Но Всемогущий Бог столь же милостив в радости, сколь и беспощаден в гневе. Пришло время, и Солнце взошло, чтобы выжечь лучами своими некогда цветущий край. Реки иссохли и ручьи иссякли в немом мареве жаркого лета, сея голод и смерть. Все ближе слышался шелестящий прибой великого песчаного моря - Каракумов... И люди покинули эти места, оставив нам удивительную повесть о жизни - Йылгынлы-депе - вечную память труду, жизнелюбию и духовности народа.

Археологи установили время запустения городища (на рубеже IV-III тысячелетий до н.э.), но по-прежнему вопрос о его рождении остается открытым. Ученым удалось выявить культурные слои возрастом около 7 тысяч лет, но до "материка" еще не дошли. А что там, в недрах депе - тайна. И, возможно, еще более удивительные открытия.



Другие новости за этот месяц
Газохимический комплекс стоимостью 1 млн дол. возведут в одном из пригородов Якутска »»»
Результаты бурения на Киболве подтвердили наличие приповерхностной богатой зоны минерализации »»»
Рынок хлористого калия в мире сохранит тенденцию к дальнейшему поступательному развитию »»»
30.12.2007

Гигантский оползень в Афганистане

В Афганистане гигантский оползень блокировал 40 тысяч человек »»»
Точные оценки углеводородных ресурсов Туркменистана неизвестны для Запада и Востока »»»



Другие новости по теме
C 18 по 22 мая 2009 года Компания Зиракс приняла участие в конференции и выступила ее спонсором »»»
Группа компаний `МИРРИКО` являлась спонсором этого мероприятия и приняла в нем активное участие »»»
Подписание этого меморандума позволит начать новую веху в истории партнерства и расширит точки взаимодействия, выгодного для обеих компаний »»»
Основу собрания фонда составила коллекция пасхальных декоративных яиц Малькольма Форбса »»»
На заседании городской комиссии ЧС Хабаровска обсуждены вопросы обеспечения безопасности граждан на воде »»»




leftcol_news.php

Новости науки






Copyright © GeoNEWS.ru
о проекте геология
Каталог Минералов