Новости по темам

Геология, новости, обзоры

28.03.2008

`О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации`



Поступления от минерально-сырьевого комплекса обеспечивают почти 60% всех доходов бюджета Российской Федерации. Из 6,9 трлн. доходов федерального бюджета, свыше 4 трлн. мы получаем от пользования недрами. При этом государственные инвестиции в воспроизводство минерально-сырьевой базы составляют менее половины процента от расходной части федерального бюджета.

В 2007 году расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы на всей территории нашей страны составили 20 млрд. рублей. Заметим, что в большинстве стран со значительным минерально-ресурсным потенциалом, расходная часть бюджета на аналогичные цели составляет от 2 до 5 процентов. Очевидно, что недофинансирование геологических исследований приведет к постепенному уменьшению добычи  полезных ископаемых в России, с появлением соответствующих угроз для экономики России, а в ряде случаев и для национальной безопасности.

По целому ряду достаточно важных для экономики России полезных ископаемых,  срок исчерпания рентабельных запасов измеряется несколькими годами и не выходит за рамки 2015-2020 годов. Если говорить об истории геологического изучения в нашей стране, то в течение 15 лет, с 1990 по 2003 годы государство фактически не занималось вопросами разведки недр и поиском полезных ископаемых. Хочу поблагодарить коллег за то, что 3 года назад Правительством Российской Федерации была поддержана Долгосрочная программа по воспроизводству минерально-сырьевой базы. В результате объемы геологического изучения в нашей стране начали увеличиваться и сегодня мы доложим о промежуточных результатах данной работы. В тоже время реализация Программы ВМСБ выявила некоторые деформации, как в разрезе территорий, так и по видам минерального сырья. В связи с этим Министерством подготовлены предложения по актуализации Программы с учетом выявленных за время ее реализации с начала 2005 года проблем в сфере недропользования.

Сначала о результатах реализации действующей Программы. На протяжении трех лет государственные инвестиции в геологоразведку ежегодно увеличивались. Например, финансирование работ по углеводородному сырью увеличивалось каждый год в полтора раза - с 3,3 млрд. в 2004 году до 9,3 млрд. в 2007 году. Увеличение финансирования обеспечило рост объемов геологических работ. Так, объем сейсморазведочных работ возрос с 25,5 тысяч погонных километров в 2004 году до 54,5 - в 2007. Объем параметрического бурения увеличился с 7 тысяч метров до 16,2 тысяч. Обеспечен существенный прирост ресурсов углеводородов. Если в 2004 году восполнение ресурсов составило лишь 2,8 млрд. тонн условного топлива, то в 2007 году - уже 6,7 млрд. тонн.

В 2005-2007 годах в стране открыто 194 месторождения нефти и газа. Причем, как и в случае с приростом ресурсов, существует положительная динамика геологических открытий, то есть, мы с каждым годом открываем все больше месторождений, на государственный баланс ставятся дополнительные запасы углеводородов. За последние три года в результате увеличения инвестиций мы приращиваем значительно больше запасов основных видов твердых полезных ископаемых, причем пик прироста пришелся на 2006 год. Если увеличение запасов угля в 2004 году составляло лишь 11 млн. тонн, то в 2007 - уже 673 млн., а в 2006 году - почти 2 млрд. тонн. Аналогичная тенденция - по золоту, меди и железной руде.

В течение трех лет на территории России открыто 78 месторождений твердых полезных ископаемых, 29 месторождений благородных металлов, 16 - черных металлов, по 13 месторождений цветных металлов и угля.

Доходы бюджета от продажи прав пользования недрами составляют  незначительную часть в общем объеме поступлений от недропользования. Но даже эти средства многократно перекрывают государственные вложения в геологические работы. С 2004 года поступления от аукционов в бюджет возросли в 30 раз. Эти цифры показывают, что экономическая ситуация в недропользовании изменилась коренным образом.

В целом мы считаем промежуточные результаты реализации Программы  положительными. За три года прирост ценности недр превысил 19 трлн. руб. В то же время, мы только начали преодолевать кризис в геологоразведке, с которым столкнулись  в 90-ых годах. И нам еще предстоит принять ряд системных мер для того, чтобы выйти на тот уровень работы геологической отрасли, который был создан в Советском Союзе и результатами работы которого мы все пользуемся по сей день.
Итак, мы представляем вниманию членов правительства предложения по актуализации программы воспроизводства ВМСБ.

Выделим три основные цели актуализации. Первая - Это ускоренное развитие ряда территорий Российской Федерации, таких как Дальний Восток, Южный федеральный округ, Полярный Урал. Совершенно очевидно, что поиск, разведка и, главное,  дальнейший ввод в эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, смогут и должны создать условия для строительства новых перерабатывающих предприятий, создания тысяч рабочих мест, строительства новых поселков, а на базе крупных месторождений - даже городов. От открытия новых месторождений прямо зависит экономический эффект от крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство нефтепровода ВСТО, создание транспортного коридора Урал Промышленный – Урал Полярный и ряд других.

Вторая цель. Ускоренное развитие ряда отраслей экономики страны нуждается в дополнительных объемах полезных ископаемых. Это касается строительных материалов, урана, углеводородов.

Третья цель. Для обеспечения эффективности самого процесса поиска и разведки месторождений полезных ископаемых нужна надежная и современная информационная основа.

А теперь коротко о перечисленных проблемах: Начнем с создания информационной основы для поиска и разведки. Для успешного поиска полезных ископаемых нужна современная геологическая база – массив региональной информации. Последний раз масштабные геологические работы в России проводились 35 лет назад. За это время многократно менялись технологии изучения и разработки месторождений полезных ископаемых, совершенствовались методы исследований, модернизировалось оборудование. Обновление геологической основы на базе современных методов исследования позволит значительно повысить точность работ, а значит, и эффективность геологоразведки. В ходе работ мы рассчитываем получить геологическую, геофизическую, геохимическую информацию по районам страны общей площадью 6 млн. км2. Площадь гидрогеологического и инженерно-геологического изучения составит почти 1 млн. км2.

Следующая задача, решаемая в этом блоке, связана с предупреждением рисков опасных геологических явлений.  Согласно данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, до 20% регионов нашей страны находится в зоне повышенной сейсмической активности. Ежегодно землетрясения приводят  к значительному ущербу для экономики страны и жертвам среди граждан. В рамках актуализированной программы мы предлагаем модернизировать 1500 пунктов наблюдений за опасными геологическими явлениями и переоснастить 12 полигонов прогнозов землетрясений. Это, поможет, в том числе, учесть геологические риски в строительстве олимпийских объектов, большая часть из которых будет расположена в зоне активных геологических процессов.

Несколько слов о государственном геологическом информационном обеспечении. Учитывая огромную площадь территории страны, большой объем геологической информации, работа с этим массивом в сегодняшнем неоцифрованном формате, является громоздкой и неэффективной. В рамках предлагаемых изменений в Программу государственный банк цифровой геологической информации пополнится на 100 терабайт.

Теперь о ключевых задачах, связанных с ускоренным развитием ряда территорий России. Как было сказано, это регионы Дальнего Востока, юга России, Урала, Сибири.
Начнем с обеспечения эффективности инфраструктурных проектов. Прежде всего, это система «Восточная Сибирь - Тихий океан». Сегодня Восточная Сибирь является единственной неосвоенной нефтегазоносной провинцией континентальной части России. Ее освоение сопряжено с высокими инвестиционными рисками. Увеличение затрат государства на изучение Восточно-Сибирской провинции, в том числе на параметрическое и поисковое бурение, позволит нам ускорить поиск и разведку полезных ископаемых, а значит, решить задачу по своевременному наполнению ВСТО и окупить вложения в строительство трубопровода. Это один из наиболее финансово емких разделов наших предложений по актуализации программы. Как вы видите, мы предлагаем увеличить затраты в 1,5 раза - c 80 до 129 млрд. В то же время мы уверены в том, что вернуть эти средства можно будет уже на стадии проведения аукционов.

Теперь о трассе «Урал Промышленный – Урал Полярный». Проектируемая дорога создает условия для связи природо-ресурсной базы Северного и Полярного Урала с перерабатывающими мощностями промышленно развитых регионов России. Разведка и открытие новых месторождений вдоль проектируемой магистрали  поможет обосновать эффективность ее строительства и создать условия для реализации инвестиционного проекта. В рамках актуализированной программы для решения этой задачи предусмотрено увеличение инвестиций с 350 млн. руб. до 4 млрд. руб. Это позволит нам открыть и освоить месторождения бурых углей, железных, марганцевых и хромовых руд, цветных и благородных металлов общей стоимостью недр свыше 700 млрд. рублей.

Актуализированная программа предполагает финансирование геологоразведочных работ на территории Южного федерального округа. На эти цели предусматривается почти 31 млрд. рублей. В результате проведения работ мы рассчитываем прирастить в этом регионе запасы угля по категориям С1-С2 в объеме 250 млн. тонн, 747 тысяч тонн циркония, 550 млн. тонн цементного сырья и др. Большая часть работ будет осуществлена на территории южных, в том числе приграничных субъектов Российской Федерации - республиках Адыгея, Северная Осетия-Алания, Дагестан, Кабардино-Балкария.

Актуализированная программа предусматривает значительные средства на развитие Дальнего Востока, Республик Бурятия и Тыва, Иркутской и Читинской областей. Реализация данного раздела программы позволит прирастить к 2020 году почти 4 тысячи тонн золота по категориям С1-С2, 863 млн. карат алмазов, 420 тысяч тонн свинца и цинка, 1,3 млн. тонн меди, почти 3 млрд. тонн угля.

И, наконец, остановимся на достижении третьей цели актуализированной программы, связанной с повышением предложений наиболее востребованных экономикой Российской Федерации видов минерального сырья. В первую очередь, это строительные материалы, уран, хромиты и марганец, и, конечно, углеводороды.

Сначала об общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для строительной индустрии. Реализация национального проекта «Доступное жилье» представляет возможность миллионам граждан России приобрести квартиры, но, с другой стороны, уже привела к значительному росту цен на цемент и другие строительные материалы. Геологические работы по поиску месторождений общераспространенных полезных ископаемых позволят нам  увеличить количество предлагаемых к освоению месторождений, а, значит, стабилизировать цены на цемент, песок, гравий и другие строительные материалы. Так прирост запасов цементного сырья по категориям С1-С2 в результате реализации программы достигнет 850 млн. тонн.

Теперь об уране. Программа развития атомной энергетики в России предусматривает значительное увеличение производства топлива. При этом уже сегодня добыча урана в России покрывает лишь 20% от потребностей нашей атомной энергетики. Дефицит покрывается складскими запасами, значительная часть которых может быть исчерпана за 10–15 лет. Потеря ресурсной базы урана, расположенной в республиках Средней Азии, вызывает необходимость существенного увеличения вложения средств в его разведку на территории России. Изменения в долгосрочную программу предполагают увеличение финансирования этих работ на 26 млрд. рублей - с 11 до 37 млрд. В результате мы активизируем работы в районах, определенных действующей программой. Это Эльконский, Витимский, Стрельцовский урановорудные районы. Мы также определим новые районы геологоразведки и перспективные площади. В результате прирост запасов урана по категориям С1-С2 увеличится по сравнению с показателями действующей программы на 330 тысяч тонн и составит 660 тысяч тонн.

И, наконец, об увеличении средств на поиск и оценку месторождений углеводородного сырья. Мы предлагаем увеличить вложения в проведение геологических работ в нефтегазовой провинции Западной Сибири и на шельфе арктических морей. В результате работ планируется прирост локализованных ресурсов по категории Д1 в объеме 112 млрд. тонн условного топлива, и запасов категории С1 в объеме 34 млрд. тонн у.т. Общий объем финансирования работ на углеводороды составит свыше 253 млрд. рублей против 190 млрд. рублей в действующей программе.

Теперь о финансировании. Традиционно вопрос увеличения ассигнований является самым сложным. Принятая в 2004 году программа предполагала вложение государственных инвестиций на период до 2020 года в размере 261 млрд. рублей. Новая программа предлагает увеличить сумму государственных инвестиций на период до 2020 года до 544 млрд. рублей. В предлагавшейся на согласовании Программе мы вносили предложение увеличить финансирование геологоразведочных работ с 2010 года. Однако сегодня выносим на рассмотрение Правительства и другой вариант – увеличение вложений государства в минерально-сырьевой комплекс начиная с 2009 года. Считаем, что лишний год ожидания не улучшит ситуацию в природо-ресурсном комплексе России. К сожалению, известно, что уже сегодня мы сталкиваемся со снижением темпов добычи углеводородов, по-прежнему являющихся основой бюджета Российской Федерации. При этом все присутствующие понимают, что отдача от увеличения вложений в поиск и разведку полезных ископаемых, не происходит на следующий день или год после того, как мы начнем соответствующие работы.

Кроме того, необходимо отметить,  что только увеличение ассигнований может  не дать дополнительного эффекта, поскольку работы должны выполнять специализированные геологические предприятия, обладающие необходимым опытом, квалификацией, оборудованием. За годы упадка геологической отрасли мы потеряли значительно часть таких предприятий. Мы неоднократно (в том числе на последнем заседании) ставили вопрос о временной приостановке приватизации сохранившихся геологических предприятий.

Теперь о распределении затрат по видам полезных ископаемых. Более 50% финансирования в соответствии с программой предусмотрено на геологоразведку углеводородного сырья, 12% средств предполагается вложить в разведку благородных металлов и алмазов, 8% денег пойдет на черные, цветные и редкие металлы. Почти 7% финансирования предусмотрено на создание урановой базы. Согласно программе, на каждый рубль затрат бюджета будет приходиться 10 рублей частных инвестиций. При этом это не ориентировочный прогноз, а реальная сумма лицензионных обязательств недропользователей. Таким образом, предполагаемый общий объем инвестиции в ГРР до 2020 года составляет более 4 трлн. рублей.

А теперь о том, в какой ситуации геологоразведочная отрасль окажется по результатам реализации актуализированной программы. Из представленного графика очевидно, что по основным показателям, таким как объемы сейсморазведки, поисково-разведочного и параметрического бурения к 2020 году мы выходим на дореформенный уровень 86-90 годов. Сегодня мы только начали выбираться из видимой на представленном слайде ямы. При этом прирост запасов будет несколько меньшим. И это тоже очевидно, поскольку каждая следующая тонна нефти, золота или кубометр газа, будут обходиться нам все более дорого. Как с точки зрения их поиска, так и в процессе добычи. Запасы полезных ископаемых исчерпаемы, соответственно, по мере повышения изученности территории нашей страны, нам приходится вкладывать все больше средств в их поиск и разведку.

Теперь об общем экономическом эффекте актуализированной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы. Расчетная эффективность 1 рубля бюджетных вложений в поиск и разведку полезных ископаемых составляет 70-100 рублей. К 2020 году по итогам реализации программы будет получен прирост ценности недр эквивалентный 197 трлн. рублей. Увеличение НДПИ и других прямых поступлений от недропользования вырастет на 30-35% при действующей системе налогообложения. В целом реализация данных предложений поможет создать надежную основу для развития экономики Российской Федерации, обеспечит стабильность доходов федерального бюджета, поможет создать сотни тысяч новых рабочих мест, в том числе, в труднодоступных регионах нашей страны.



Другие новости за этот месяц
Угроза будущему развитию цветной металлургии Китая »»»
`Сибирь–Полиметаллы` приступают к строительству рудника на Корбалихинском месторождении полиметаллических руд »»»
Сорский ферромолибденовый завод запустил участок дообогащения »»»
Государство вдвое увеличивает затраты на геологоразведку »»»
Потери от забастовки на колумбийском никелевом руднике Серро-Матосо достигли 76,6 млн долл. »»»



Другие новости по теме
C 18 по 22 мая 2009 года Компания Зиракс приняла участие в конференции и выступила ее спонсором »»»
Группа компаний `МИРРИКО` являлась спонсором этого мероприятия и приняла в нем активное участие »»»
Подписание этого меморандума позволит начать новую веху в истории партнерства и расширит точки взаимодействия, выгодного для обеих компаний »»»
Основу собрания фонда составила коллекция пасхальных декоративных яиц Малькольма Форбса »»»
На заседании городской комиссии ЧС Хабаровска обсуждены вопросы обеспечения безопасности граждан на воде »»»




leftcol_news.php

Новости науки






Copyright © GeoNEWS.ru
о проекте геология
Каталог Минералов