22.05.2015 Опережающее развитие российской экономики - Роль, место и ориентиры для горнорудной отрасли
С начала 2015 года Российское правительство приступило к реализации концепции «опережающего развития». В статье автор попытался высказать своё мнение о процессах, происходящих в горнорудной отрасли РФ, и о том, за счёт чего и при каких условиях возможно улучшить ее состояние.
Ситуация неопределённости в мировом горнорудном производстве стала доминирующей и исключает готовые стандартные решения и действия. Для адаптации к изменяющимся условиям компании должны сделать ставку на опережающее развитие. Это, прежде всего, означает пересмотр устоявшихся шаблонов и создание бизнес-моделей, которые обеспечат не только выживание, но и устойчивое развитие. Управление горным проектом в современных экономических условиях подразумевает, прежде всего, наличие профессиональной команды и применение передовых технологий и методов производства, позволяющих получать максимальные результаты. В нынешней ситуации для России, как и для других ведущих стран мира, помимо решения относительно краткосрочных задач выхода на предкризисный уровень экономики, нерешённым вопросом является формирование принципиально новой модели экономического роста, нацеленной на опережающее развитие и реализацию внутреннего потенциала страны. Существует понимание, что ни одна из современных экономик не может обеспечить устойчивый рост без крупных, доступных и безопасных источников сырья. В частности, четыре крупнейшие экономики мира – США, Китай, Япония, ФРГ – разработали и внедрили стратегии в этой области. Судя по заявлениям первых руководителей государства, Россия пока находится в состоянии поиска новой экономической модели, которая придёт на смену исчерпавшей свой потенциал «энерго-сырьевой», т.к. очевидно, что она «не может дать ни устойчивого роста, ни стимулов для инвестиций в реальное производство». Однако ни закон о недрах, ни стратегия развития геологической отрасли до 2030 года не дают чёткого представления о целях и задачах Российского государства в отношении горнодобывающей отрасли.
В правительстве «прощупываются» прорывные направления. Роль экономического катализатора определена за ТОРами (территориями опережающего развития Дальнего Востока), где сконцентрировано до 70-90% минерального сырья, но нет инфраструктуры. Чтобы развить эти территории, правительство намерено обеспечить их инфраструктурой и, тем самым, сделать разведку и разработку расположенных там месторождений более дешёвой, а значит – доступной.
В логике правительства есть здравое зерно: если государство хочет, чтобы были рабочие места, и поступали налоги в казну, нужно сделать так, чтобы частным компаниям было выгодно вкладывать в недра длинные деньги. Но сделать это сейчас в России крайне непросто по двум причинам. Первая – общеотраслевой кризис, связанный с сокращением спроса на металлы. Вторая – последствия антироссийских экономических санкций из-за конфликта на Украине. В итоге горные компании практически лишились доступа к традиционным источникам финансирования. Из-за недоверия инвесторов компании не могут привлекать деньги на международных фондовых биржах. Привлечение банковских кредитов стало проблематично. Госсредства тоже стали ограничены.
В этой ситуации государство и бизнес должны разделить сферы своей денежной и социальной ответственности. Первый ключевой вопрос – кто и за что будет платить для того, чтобы горнорудный бизнес в России как минимум продолжал своё существование, а желательно еще и развивался. Второй ключевой вопрос – кто и за счёт чего будет зарабатывать. Государство заинтересовано в том, чтобы получать максимум налогов и обеспечивать социальную стабильность. Бизнес заинтересован в получении прибыли. Поэтому необходимо договариваться.
Договариваться придётся по следующим вопросам:
1. Разведка:
- Какие виды работ готово оплачивать государство, а какие должен взять на себя бизнес?
- При каких условиях бизнес будет готов взять на себя больше расходов?
2. Принципы регулирования:
- Где должно действовать общее правило, а где – частный случай? Какие обстоятельства могут стать критерием «частного случая»? Как формально должно закрепляться «правило частного случая»?
- Где заканчивается зона ответственности государства и начинается зона свободы компании? Что государство имеет право и должно регулировать, а что входит в компетенцию (профессиональную и финансовую) бизнеса?
- Каковы процедуры для изменения существующих «правил игры»? Насколько просто и быстро они могут меняться (какие именно и с какой именно простотой)? Где начинается сфера инициативы бизнеса в области регулирования отрасли? Каковы механизмы, которые позволяют бизнесу донести свои инициативы до регулятора?
3. Господдержка
- При каких обстоятельствах и сколько государство готово заплатить за то, чтобы у бизнеса был более дешёвый старт для развития производства (подготовлена дорожная инфраструктура, разработаны механизмы налоговых льгот и предоставления длинных денег)?
- При каких обстоятельствах и на каких условиях государство готово предоставлять свою поддержку? Что государство готово предложить всей отрасли, что – регионам, а что – компаниям, которые готовы предложить государству что-то (и что именно? какие критерии?) взамен? Что бизнес готов предложить государству в обмен на льготы и поддержку?
- Какая доля «господдерживаемого пирога» достанется именно горнорудной отрасли?
- Кто и как будет определять уровень достаточности господдержки?
4. Взаимодействие с внешними игроками
- Каковы механизмы помощи государства своему бизнесу во взаимодействии с внешними 1)инвесторами, 2)потребителями, 3)финансовыми институтами?
- Какова стратегия государства в балансе импорта и импортозамещения? Как долго и в каком денежном объёме, прямо или косвенно государство готово поддерживать собственных производителей? Готовы ли производители конкурировать с внешними поставщиками даже после того, как государство решит снять свою поддержку импортозамещающим производителям?
- Кто стратегические партнёры России в нынешних условиях?
- Как российскому бизнесу выстраивать взаимоотношения с компаниями и госструктурами в условиях более жёсткого отношения к России? Насколько на самом деле существует более жёсткое и осторожное отношение к российским компаниям в связи с конфликтом на Украине? Где такого отношения нет?
- Готовых решений в индустрии нет. Выход на докризисные позиции и дальнейшее развитие горной отрасли будет зависеть от активности бизнеса и правильной расстановки вопросов в диалоге с государством.
Затронутые в статье проблемные вопросы будут обсуждаться на 11-м горнопромышленном форуме МАЙНЕКС Россия, который состоится в Москве 6-8 октября 2015.
Организаторы осознают необходимость постоянного движения и перемен, поддерживающих практическую направленность форума. В связи с этим оргкомитет форума обращается ко всем, кому небезразлична дальнейшая судьба российской горной отрасли и кто готов представить на общее обсуждение свои идеи, предложения и решения в виде авторских статей и презентаций.
Для этой цели на сайте форума открывается «Российский горный блог». На основании наиболее интересных статей и презентаций в рамках форума будут формироваться круглые столы и сессии. На форуме авторы смогут рассказать о проблемах, которые они подняли в своих статьях. Кроме того, они смогут расширить свою аудиторию, благодаря онлайн-видеотрансляции на канале МАЙНЕКС-ТВ в YouTube.
А. Н. Поляков, управляющий директор, горнопромышленный форум МАЙНЕКС Россия
Контакты оргкомитета в Москве ООО «Горный Клуб» Тел/Факс: + 7 (495) 249 49 03
Другие новости за этот месяц 31.05.2015 НАСА приступило к финальным испытаниям модуля InSight
Стартовали финальные испытания и проверки модуля InSight под руководством НАСА. Ожидается, что модуль будет отправлен на Марс уже в следующем году, его основная задача — исследование недр планеты. »»»
В апреле текущего года в Китае снизился уровень импортированной хромовой руды на 2,1 процента по сравнению с показателем марта. »»»31.05.2015 В первом квартале Китае снижен выпуск ферросплавов
В период с января по март текущего года в Китае снизилось производство ферросплавов на 4,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. »»»
В период с января по апрель текущего года в Бразилии увеличился объем экспортированной железной руды на 9,1 процентов по сравнению с отчетным периодом прошедшего года, таким образом показатель составил 96,67 миллионов тонн. »»»30.05.2015 В первом квартале в Австралии снижена добыча золота
В период с января по март Австралия сократила объем производства золота на 5 тонн, если сравнивать с последним кварталом прошедшего года. Спад добычи связан со снижением содержания драгоценного металла в руде. »»» Другие новости по теме 07.02.2025 Обнародована статистика по инвестициям в геологоразведку на углеводороды за 2024 г. в России
В прошлом году недропользователи вложили в геологоразведку на углеводороды столько же, сколько в позапрошлом – 320 млрд. руб. Предполагается, что в этом году данный показатель сохранится на том же уровне, однако государственные инвестиции сократятся с 11,39 до 11 млрд. руб. »»»07.02.2025 Предполагается рост добычи гелия к 2030 г. в России
Ученые прогнозируют рост добычи гелия к началу следующего десятилетия и дальнейшую стабилизацию объемов до середины века. По различным сценариям показатели достигнут 80-120 млн м3/г. Основные добывающие мощности будут сосредоточены в Восточной Сибири и на Дальнем востоке, где находится подавляющая часть запасов. »»»21.01.2025 Подведена статистика по геологоразведке в Казахстане за прошлый год
По данным министерства энергетики, инвестиции в геологоразведку в стране продолжают расти. Эти достижения планируется укрепить путем внесения поправок в законодательство, нацеленных на обеспечение доступа инвесторов к участкам, не востребованным национальными компаниями. »»» |