Новости по темам

Геология, новости, обзоры

10.09.2019

Подходы к обеспечению экологической безопасности в Арктике



Существует постоянная обеспокоенность состоянием окружающей среды в связи с социально-экономическим развитием Арктики. В перечне задач Государственной программы заявляется, что необходимо усилить координацию действий органов государственной власти по «сохранению и защите арктической среды, ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности; улучшению экологического мониторинга арктической зоны Российской Федерации».  

Существует постоянная обеспокоенность состоянием окружающей среды в связи с социально-экономическим развитием Арктики. В перечне задач Государственной программы заявляется, что необходимо усилить координацию действий органов государственной власти по «сохранению и защите арктической среды, ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности; улучшению экологического мониторинга арктической зоны Российской Федерации».

Основные принципы и механизмы реализации Государственной программы основаны на «максимальном сохранении окружающей среды (применение экологических стандартов и технологий)». На 2021–2023 годы в перечне основных мероприятий Государственной программы планируется строительство экологического флота для обеспечения федерального государственного экологического надзора в морях и на континентальном шельфе в АЗРФ. Однако в Государственной программе нет четких методов борьбы с экологическими рисками. Другая государственная программа «Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы» включает две подпрограммы, подходящие для арктической зоны: «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» и проект «Чистая страна», который предусматривает меры по устранению накопленного ущерба окружающей среде. Россия признала накопленный экологический ущерб (промышленные отходы, ядерные отходы и т. д.) главной экологической проблемой Арктики.


В Арктической стратегии России значится проблема оценки и устранения накопленного экологического ущерба. С 2010 года началась уборка российских арктических территорий. Министерство природных ресурсов и экологии России совместно с Советом по изучению производительных сил разработало проект программы по устранению источников негативного воздействия на загрязненные территории островов на 2012–2020 гг. По данным обследования Советом по изучению производительных сил в 2011–2012 гг., для полной очистки Земли Франца-Иосифа потребуется около 8,5 млрд рублей. Практические работы по вывозу мусора начались в 2012 году и продолжались каждый год в летнее время на полярных острова Баренцева моря и арктических территориях.

Земля Франца-Иосифа – пилотный регион «генеральной уборки» в российской Арктике – 44% накопленного ущерба уже ликвидировано. Русское географическое общество присоединилось к очистке Арктики, запустив «Программу очистки Арктики» на островах Земли Франца-Иосифа, Шпицбергена, Врангеля и Новосибирских островов. Согласно национальному проекту «Чистая страна», накопленный ущерб окружающей среде будет устранен на архипелаге Земля Франца-Иосифа, загрязнение нефтью в Кузнецовской водоохранной зоне (Архангельская область). В 2014 году военные участвовали в очистке Арктики, вывозили собранный мусор с островов с помощью Северного и Тихоокеанского флотов, а также с других судов, которые обычно осуществляют поставки грузов, на северные территории.

В России действует общефедеральная целевая программа на 2014–2025 годы «Устранение накопленного экологического ущерба»; из 218,7 млрд рублей финансирования, 22 млрд рублей выделено на Арктику. Более того, хрупкая арктическая экосистема нарушается во время сбора мусора. Следовательно, существует необходимость действовать более осторожно в особо уязвимых местах.

Россия наиболее полно рассматривает вопросы охраны окружающей среды в Арктике в своих стратегических документах (Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и далее; Стратегия развития АЗРФ и национальная система безопасности на период до 2020 года). К сожалению, российское природоохранное законодательство прямо не упоминает арктическую зону. С одной стороны, механизмы, предусмотренные природоохранным законодательством – федеральными законами «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), – потенциально применимы к охране окружающей среды Арктической экосистемы. С другой – ни один из этих документов не учитывает специфику природно-климатических условий района и не устанавливает специфических экологических требований для хозяйственной деятельности в арктической зоне. То же самое и в федеральных законах «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995 г.) и «О недрах» (1992 г.), где нет единой нормы, посвященной Арктической зоне.

Пробелы в правовом регулировании охраны окружающей среды Арктики в российском законодательстве – одна из главных тем дискуссий. Некоторые считают, что необходим фундаментальный федеральный закон, предметом правового регулирования которого станет защита окружающей среды АЗРФ. Другие считают, что природоохранные механизмы АЗРФ не требуют принятия конкретного закона, в основном необходимо внести поправки в уже действующее законодательство для обеспечения их реализации.

Еще одна проблема – отсутствие экологически чистых технологий или «зеленых технологий», которые необходимы в Арктике. Статья 12 Указа о стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года была опубликована в 2017 году и оставалась практически незамеченной. В этой статье говорится, что развитие «зеленых технологий» является одной из основных задач. В документе «О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации на период до 2024 года» экология определена как один из национальных проектов на период до 2024 года. Среди целей этого проекта: эффективная обработка и удаление отходов, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в промышленных центрах, улучшение качества питьевой воды для жителей и сохранение биологического разнообразия. Планируется также создание 24 охраняемых территорий площадью 5 млн Га. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации не содержат специальных правил об ответственности за загрязнение окружающей среды хозяйственной и иной деятельностью в АЗРФ, несмотря на то, что в Российской Арктической стратегии подчеркивается необходимость повысить ответственность предприятий, использующих природные ресурсы в Арктике.

Россия признает накопленный ущерб окружающей среде в качестве критической проблемы. С 2012 года происходит «общая очистка» арктических территорий от мусора советского наследия. В последние годы президент и правительство контролируют этот проект. Россия продолжает очищать Арктику, но этого недостаточно. Не хватает средств, чтобы сделать это быстро. Можно предположить, что Россия могла бы объединиться с международным экологическим сообществом, чтобы найти некоторые решения этой проблемы.

В России наблюдается очевидный дисбаланс, предпочитающий экономическое, а не устойчивое развитие. Экологическое измерение устойчивого развития часто остается в тени заявлений о социально-экономическом развитии. Существуют опасения по поводу экологической безопасности, возникающие на новом этапе социально-экономического развития АЗРФ. Таким образом, необходимо установить особый режим природопользования, охраны окружающей среды и мониторинга загрязнения в АЗРФ. Однако у России есть возможность участвовать в процессе разработки концепции устойчивого развития Арктики через Арктический совет. Рабочая группа по устойчивому развитию предлагает рассматривать Арктическую зону как индикатор состояния окружающей среды, который дает сигнал остальному миру о влиянии глобальных процессов. Экологические аспекты должны быть ключевыми для устойчивого развития Арктики. Актуальные проблемы окружающей среды существуют во всех циркумполярных странах. Поэтому необходимо наладить более глубокое международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Действительно, создание эффективной системы устойчивого развития возможно только при участии всех восьми арктических государств.

Екатерина Эрнестовна Уткина, Аспирант экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Сергей Михайлович Никоноров, Профессор кафедры экономики природопользования Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.э.н.

Другие новости за этот месяц
13.09.2019

Как проводится геммологическая экспертиза

Гемологическая экспертиза проходит в несколько этапов и каждый из них очень важен. Стоимость драгоценных камней велика и только качественная проверка может доказать истинную ценность. »»»
10.09.2019

Загрязнение почв: параметры безопасности и виды исследований

В почве накапливаются тяжелые металлы, размножаются микроорганизмы, распространяются радиоактивные вещества. Как обезопасить человека от вредного воздействия веществ при строительстве здания или благоустройстве участка? Для этого проводятся полевые и лабораторные исследования, а в долгосрочной перспективе – регулярные мониторинги. »»»
10.09.2019

Цифровые технологии в горной отрасли

В последние годы появилось много статей, посвященных цифровым технологиям в горной отрасли, веку прорывных инноваций, четвертой промышленной революции, автоматизации, прогнозной аналитике и т. п. »»»
10.09.2019

Минеральный потенциал Восточной и Юго-Восточной Европы

Первичное и вторичное минеральное сырье имеют стратегическое значение для ЕС. Большинство стран уже входят в общеевропейскую сеть разведки полезных ископаемых, которая предоставляет согласованные и актуальные данные о полезных ископаемых о первичных и вторичных минеральных ресурсах. Регион Юго-Восточной Европы (ЮВЕ) представляет пробел в этой сети. »»»
10.09.2019

Подходы к обеспечению экологической безопасности в Арктике

Существует постоянная обеспокоенность состоянием окружающей среды в связи с социально-экономическим развитием Арктики. В перечне задач Государственной программы заявляется, что необходимо усилить координацию действий органов государственной власти по «сохранению и защите арктической среды, ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности; улучшению экологического мониторинга арктической зоны Российской Федерации». »»»



Другие новости по теме
06.09.2019

«Росгеология» и Магаданская область создадут ГРР-юниора

АО «Росгеология» и правительство Магаданской области намерены создать юниорную геологоразведочную компанию, сообщает пресс-служба холдинга. »»»
26.11.2018

Индустрия нефти начинается с разведки новых месторождений.

Индустрия нефти начинается с разведки новых месторождений. На поисковые работы обычно расходуется от 6 до 12% всех капитальных вложений в нефтегазовую и перерабатывающую промышленность. На что же тратятся столь значительные средства? »»»
29.08.2018

Геохимия золота в зоне окисления

Выявление закономерностей миграции золота в коре выветривания имеет важное прикладное значение, позволяющее оценивать промышленные его концентрации в верхних горизонтах золоторудных эндогенных месторождений »»»
29.08.2018

Поиски полезных ископаемых: минералогия, геохимия, геология

Кстати, нужно различать эти два слова: поиск и разведка. Когда мы ищем неизвестное нам месторождение полезных ископаемых, скрытое, к примеру, где-то в нехоженых таежных уголках, то это и есть поиск »»»
26.07.2018

Как прочесть биографию минерала?

Основная задача генетической минералогии в том и заключается, чтобы научиться понимать, расшифровывать эти записи. Никто, кроме самого минерала, не сможет нам поведать о его происхождении где, когда, как и почему он образовался. »»»




leftcol_news.php

Новости науки






Copyright © GeoNEWS.ru
о проекте геология
Каталог Минералов