Новости по темам

Геология, новости, обзоры

18.10.2009

В стране развалена система исследования недр



В стране развалена система исследования недр... К такому выводу пришли участники научно-практической конференции «Минерально-сырьевая политика и национальная безопасность», посвященной 80-летнему юбилею Е. А. Козловского, министра геологии СССР в 1975-1989 годах, президента Ассоциации геологических организаций, вице-президента РАЕН, профессора, доктора технических наук.

В итоговом документе конференции отмечается, что геологическая служба Советского Союза благодаря системному и комплексному изучению недр создала в стране мощную минерально-сырьевую базу, которая стала основой ее социально-экономического развития, национальной безопасности и решения других важнейших проблем.

В 1970-1980 годы были реализованы крупные по мировым меркам проекты. В их числе можно назвать бурение глубоких и сверхглубоких скважин, создание геотраверсов, масштабное изучение Западно-Сибирской и других нефтегазоносных провинций, разведка и выявление крупнейших месторождений углеводородного сырья и иных полезных ископаемых в других регионах страны.

Проводились работы по геологическому изучению Арктики, Антарктики и дна Мирового океана, а также территорий в более чем 40 странах мира. Впервые в мире были начаты комплексные работы по созданию интегрированной системы «Космос-воздух-Земля-скважина», которые прервались по известным причинам в начале 1990-х годов. Осуществлялось сотрудничество в изучении космических объектов, в частности, проводились работы по бурению первой скважины на Луне.

Эффективность деятельности в СССР геологической службы достигалась благодаря единству геологической науки и практики, специализации геологических предприятий, которые сотрудничали с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями, объективности оценивания количества и качества запасов полезных ископаемых независимой государственной структурой, за счет координации и планирования всех направлений геологических исследований и изучения недр, наличия высококвалифицированных кадров, полноты и доступности необходимой информации и др. Все это обеспечивалось системой управления в рамках Министерства геологии в сочетании с крупными научно-производственными организациями.

После распада СССР положение в минерально-сырьевом комплексе России крайне осложнилось. При адаптации к условиям рыночной экономики был проигнорирован накопленный в СССР опыт, а копирование западных принципов организационного построения систем управления и функционирования геологической службы явилось стратегическим упущением. Пренебрежение отечественным опытом геологического изучения недр и геологоразведочных работ привело в итоге к дисбалансу всей прежней системы.

Пока геологоразведочными и добывающими отраслями России обеспечивается получение 30% ВВП и около 80% валютных поступлений. Однако объемы финансирования не позволяют вести исследования в труднодоступных районах и увеличивать глубину геологического изучения недр с целью создания минерально-сырьевого поискового задела для будущего. А заделы для текущих и среднесрочных геологоразведочных работ исчерпаны. В результате приросты запасов по большинству видов важнейших полезных ископаемых не компенсируют снижения объемов их добычи. Декларируемые при этом высокие приросты запасов не корреллируются с объемами и видами выполняемых геологоразведочных работ, и поэтому объективность этих данных вызывает большие сомнения.

Намеченное увеличение ВВП страны к 2020 г. в 2,5-3 раза приведет к возрастанию потребления минеральных ресурсов 1,5-2 раза. Однако Государственная программа изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ) до 2020 года даже при ее полной реализации позволит компенсировать не более 70% выбывающих запасов. Поэтому сокращение разведанных запасов к 2020 г. станет одним из главных препятствий экономического роста в России.

Вместе с тем, имеющиеся производственные мощности малы для выполнения объемов и видов работ, намеченных до 2020 года. Государственной геологической службы России уже фактически не существует - она представлена лишь подразделениями центрального аппарата Роснедр и его территориальными органами. При этом ФГУПы ни нормативно, ни организационно не являются составными частями геологической службы.

Обеспеченность работ кадрами для геологического изучения недр не превышает 13% от их обеспеченности в передовых зарубежных странах. Недопустимо снижены полномочия и роль Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), а ее ведомственная подчиненность несовместима с ролью независимого экспертного органа.

Кроме того, социальная защищенность работников геологических предприятий находится на низком уровне. Их деятельность в сложных природных, зачастую экстремальных условиях не компенсируется ни уровнем зарплаты, ни соответствующим медицинским обслуживанием, ни пенсионным обеспечением. Эти и другие факторы привели к резкому снижению престижа специальностей геологического профиля, оттоку кадров в иные сферы деятельности и возникновению их дефицита.

В результате приватизации поставлена на грань выживания и в значительной степени ликвидирована отраслевая система прикладных научных организаций. Отечественная система геологического информационного обеспечения, формировавшаяся и эффективно действовавшая в течение трех столетий, в настоящее время структурно разобщена из-за отделения от нее территориальных информационных ресурсов.

Перечисленные факторы свидетельствуют о системном кризисе геологической отрасли и, в частности, дисбалансе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Кризис может быть ликвидирован только осуществлением комплекса системных мер в рамках научно обоснованной минерально-сырьевой политики. При ее разработке необходимо учитывать, что в последние годы в нашу жизнь вошло понятие глобализации. При этом речь идет о попытке утверждения «нового мирового порядка», что означает передачу национальных минеральных ресурсов под контроль «первого мира» и устранение национальных экономических границ.

Вхождение России в международный сырьевой рынок требует обеспечения конкурентоспособности за счет внедрения высокотехнологичных процессов в добычу и переработку минерального сырья и учета национальных интересов. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 17.12.97. № 1300) в качестве главных угроз для минерально-сырьевой сферы указаны следующие:

- гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов влечет за собой снижение энергообеспечения национальной промышленности и ограничивает возможности ее эффективного функционирования и развития, особенно в условиях экспансии на рынок России зарубежного оборудования, товаров и продовольствия;

- рост вывоза из страны стратегических и критических видов минерального сырья и материалов, не сопровождается эффективным использованием соответствующих валютных поступлений в национальной промышленности и экономике.

Все это требует переосмысления положения дел в минерально-сырьевом комплексе, создания новой законодательной базы, которая была бы ориентирована не только на недропользование, но, в первую очередь, на исследование недр и обеспечение перспективы развития комплекса на длительную перспективу, защиту отечественной минерально-сырьевой базы от хищнической эксплуатации и разбазаривания.

Учитывая вышеизложенное, участники конференции считают необходимым поддержать Постановление Совета Федерации «О состоянии геологического изучения недр в Российской Федерации» от 15 октября 2008 года № 347-СФ, в котором дана объективная оценка положения дел в исследовании недр и поставлен вопрос о необходимости коренных преобразований в отрасли. Ведь социально-экономическое развитие России, ее геополитическое положение и роль в мировом сообществе в настоящее время и перспективе в значительной степени определяются минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования. Вместе с тем, национальная безопасность России во многом зависит от состояния исследования недр, уровня изученности территории страны, обеспеченности страны стратегическим минеральным сырьем и технологий его переработки.

Последствия сложившейся ситуации рельефно проявятся через 10-15 лет, но тогда точка невозврата будет пройдена бесповоротно. Чтобы не допустить такого развития событий необходимо изменить сложившееся отношение государства к исследованию недр, образовав Министерство геологии и недропользования, и возложив на него решение следующих проблем:

- восстановление системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела обеспечения страны важнейшими видами полезных ископаемых;

- научно-аналитическую разработку минерально-сырьевой политики на длительную перспективу - 20, 30, 50 лет;

- анализ и оценку перспектив потребления, экспорта, импорта минерального сырья и разработку предложений по покрытию его дефицита;

- разработку предложений по созданию запасов минерального сырья и материалов для обеспечения деятельности государства в особых условиях;

- определение приоритетных интересов государства по минерально-сырьевым ресурсам и материалам в других регионах и странах и выработку соответствующих политических и экономических предложений;

- анализ и оценку действующих нормативно-правовых документов на соответствие их стратегическим целям государства и выработку предложений по их усовершенствованию;

- контроль и оценку государственного минерально-сырьевого баланса;

- обеспечение защиты геологических интересов России в мире.

В рамках решения перечисленных проблем потребуется:

- разработать федеральный закон о геологическом изучении недр и воспроизводстве минерально-сырьевой базы или внести соответствующие изменения в Закон «О недрах»;
- разработать и реализовать меры по созданию научно-производственной системы управления геологоразведочными процессами;
- скорректировать блок природоресурсного, антимонопольного и налогового законодательства в части геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- разработать и реализовать меры по координации всех видов геологических исследований и геологоразведочных работ независимо от ведомственной принадлежности и организационного статуса предприятий исполнителей и заказчиков;
- разработать и реализовать меры по социальной защищенности работников геологической службы, в первую очередь, работающих в экспедиционных условиях;
- воссоздать сбалансированную систему геологоразведочных работ с современным организационным, технико-технологическим и кадровым обеспечением;

- изменить статус Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, подчинив ее непосредственно Правительству Российской Федерации;
- добиться передачи из Росимущества в ведение Роснедр ФГУП и акционерных предприятий с государственной долей собственности, осуществляющих основную деятельность в сфере геологического изучения недр;
- подготовить предложения по реформированию системы подготовки и переподготовки кадров по геологическим специальностям.

Участники конференции одобряют в принципе решение Правительства о разработке стратегии развития геологической отрасли до 2020 года (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 12.11 2008 г., № ВП-П9-28 пр.), но высказались против формального отношения к этой проблеме, обюрокрачивания ее сути и смысла.

Участники конференции заявили, что готовы организовать независимую экспертизу для неконъюнктурной оценки положения дел в исследовании недр, а также предложить решения проблем, накопившихся в последние годы в отрасли, и пути ее вывода из кризиса.


Источник: "Промышленные ведомости"



Другие новости за этот месяц
Одно время экспорт железной руды был запрещен, так как считалось, что ее запасы в стране ограничены »»»
В Интернете появился сайт о добыче золота кучным выщелачиванием »»»
Месторождения золота выявлены во всех регионах Казахстана, по уровню запасов лидирующее положение занимают Восточный, Северный и Центральный Казахстан »»»
Подписан меморандум о разработке золоторудного месторождения в Восточно-Казахстанской области »»»
Эквадор предложит российской госкомпании `Зарубежнефть` добывать сырье на его территории »»»



Другие новости по теме
05.04.2024

Казахстан намерен соблюдать соглашение ОПЕК+ по сокращению добычи нефти

Власти будут выполнять обязательства в рамках соглашения ОПЕК+ по добровольному снижению добычи нефти, продленному на второй квартал этого года. Ввиду этого прогнозный уровень добычи останется на прошлогоднем уровне. »»»
04.04.2024

В ближайшие 25 лет в России планируется наращивание темпов геологоразведки

Стратегия развития минерально-сырьевой базы до 2050 г., разработанная Министерством природных ресурсов и экологии, исходя из прогнозируемого роста потребности во многих ресурсах, предполагает интенсификацию геологоразведочных работ по дефицитным полезным ископаемым. »»»
03.04.2024

Предлагается усовершенствовать механизм привлечения недропользователей к рекультивации

Для исключения возможности избегания недропользователями рекультивации нарушенных земель после отработки месторождений планируется ввести в законодательство такой инструмент, как безотзывные банковские гарантии, который создаст бюджет для осуществления данных работ. »»»
26.12.2023

США планируют расширить континентальный шельф, хотя юридически не могут это реализовать

Разработаны границы расширенного континентального шельфа, однако они не могут быть рассмотрены и утверждены на международном уровне из-за отсутствия ратификации Конвенции ООН по морскому праву. »»»
17.11.2023

В Москве пройдет 9-й Всероссийский форум недропользователей

Площадка объединит компании-недропользователи, руководителей и специалистов геологических, лицензионных и правовых отделов (департаментов) геологоразведочных и добывающих предприятий, профильных структур администраций субъектов Российской Федерации, экспертов и консультантов. »»»




leftcol_news.php

Новости науки






Copyright © GeoNEWS.ru
о проекте геология
Каталог Минералов